#Alex_история #Гуммолосары
Изучаем историю нашего района. Деревня "Гумаласаари"
|Исторический обзор Эдуарда ГЮННИНЕНА, доцента, члена Общества любителей Павловска|
_____________________________________
Рядом с Павловском - в сторону Пушкина — есть странный по названию поселок - Гуммолосары. На этом месте вплоть до Великой Отечественной войны стояла финская деревня Humalasaari (Хумаласаарй), что в переводе с финского означает - Хмельной остров (местечко, район). Название возникло от находившегося рядом с деревней большого болота, в котором обильно рос хмель; болото еще при становлении деревни было осушено, а название сохранилось. Уместно заметить, что название следовало бы писать как Хумаласаари или Гума-ласаари: в иностранных названиях и именах по-русски часто латинское «h» меняют на русское «г».
В начале XVII века шведы отвоевали у Новгорода так называемую Водскую пятину — приневские земли, где жили финские племена водь и ижора. Финляндия в те времена была шведским владением, и на новые земли устремились массы переселенцев из Финляндии (вторая волна пришла после завоевания Финляндии Россией). Пришельцы образовали здесь новую этническую общность со своим (лютеранским) вероисповеданием и своей культурой (аборигены были христианами). Шведы дали новым землям название Ingermanland (Ингерманланд, ланд по-шведски земля, впереди - имя собственное с неясным происхождением, имеются только версии). По-русски - Ингерманландия, по-фински — Inkeri (Инкэри), на латыни - Ингрия.
Еще до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Ингерманландии было более 1000 финских деревень, более 150 тысяч человек финноязычного населения. В деревнях были начальные финские школы, в городах - средние финноязычные учебные заведения. В Петербурге-Петрограде-Ленинграде (до 30-х годов XX века) издавались на финском языке газеты, журналы и книги. Были известные ингерманландские писатели и музыканты, у русского царя был элитный ингерманландский полк, у русского военного флота - большой линейный корабль «Ингерманланд» (еще парусный), до появления Петербурга Петербургская губерния называлась Ингерманландской.
По народному преданию деревню Гумаласаари основали четыре брата, пришедшие из финской провинции Savo (Саво). Они срубили на высоком берегу протекающей здесь речки избы, и деревня начала расти - в сторону Павловска, под гору. Более удобные земли - в сторону Царского Села - генерал Захаржевский, раслорядитель царских земель и имуществ, занимать не разрешил. Деревня быстро росла, перед войной она насчитывала более семидесяти домов.
Деревня имела форму буквы Y, «рогами» упиралась в Павловск, в Витебскую железную дорогу, а основанием — в русскую деревню Новоселки, которая начиналась за речкой; дальше шло бывшее Царское Село, нынешний Пушкин. Левый «рог» начинался недалеко от железнодорожной станции Павловск (до войны - Павловск II; Павловск I был в парке - Музыкальный вокзал, конечная станция первой железной дороги России).
По левому «рогу» дома сперва шли только с левой стороны дороги, если идти от Павловска. Этот ряд шел до середины деревни, и в нем жили русские, более поздние поселенцы, работавшие в мегаполисе или пригородах. Земли они не имели кроме садов и огородов около домов. По правую сторону дороги (на месте высушенного болота) находилось деревенское пастбище, а с подъема дороги в гору дома стояли и с правой стороны дороги, ряд домов шел до речки. От этого конца деревни вела дорога в соседнюю финскую деревню Кошелево (Koussula), сегодня этой деревни нет. В правом «роге» дома начинались по обе стороны дороги. Здесь находилась деревенская финская начальная школа. По левую руку, если идти от Павловска, дома шли до конца деревни (до речки), а по правую - до середины деревни.
Деревня была достаточно зажиточной, чему способствовало ее положение. Зимой крестьяне занимались в Павловске и Пушкине извозом, летом деревня была полна дачников. Деревенские хозяйки возили в Петербург-Ленинград (по адресам) молоко, был даже специальный утренний вырицкий «молочный» поезд с более дешевыми проездными билетами. В стародавние времена сквозь деревню шла «царская дорога» из Царского Села в Павловск, по бокам дороги стояли высокие деревья, образуя аллею, часть из них сохранилась до послевоенных времен. Дома в деревне были добротные, бревенчатые с тесовыми крышами, на каменных фундаментах, с большими дворами и хозяйственными постройками, садами и огородами. Несколько домов были двухэтажными под железной кровлей - дома некоторых русских и дом моего деда, в котором я родился в 1921 году.
Деревня погибла во время войны. Местность была оккупирована немецкими захватчиками, некоторые дома сгорели, другие были разобраны немцами для строительства блиндажей. Сохранилось пять домов в школьном конце деревни, но и те простояли недолго. Собственно, упадок деревни (и всей Ингерманландии) начался с послереволюционных времен. Новые дома в деревне не строились, некоторые начатые новостройки так и остались неоконченными.
В тридцатом году пришла насильственная коллективизация, земли обобществили, обработка полей ухудшилась, урожаи упали. Обобществили лошадей, а общей конюшни не было. Приспособили двор моего деда - двор был полностью под крышей. Лошади зимой мерзли: внизу - земля, наверху - только высокая крыша, стены - дощатые. Между тем теплые бревенчатые конюшни по дворам пустовали. Рабочий инвентарь обобщен не был, некуда было его поместить. Теперь - телега здесь (на дворе), лошадь-там...
Каждому двору разрешено было держать одну корову, колхозного стада не было. Колхозникам оставили землю под огороды. Это личное хозяйство и кормило, колхозные урожаи уходили на уплату налогов. С собственного хозяйства в «контрактацию» тоже надо было сдавать молоко, мясо, яйцо. Сложнее было с мясом: кто-то забивал скотину, вступали в пай, расплачиваясь позже от своего забоя или деньгами.
В это же время была закрыта церковь. В Ингерманландии находилось более тридцати церковных приходов, в каждом - большая каменная церковь с высокой колокольней, с органом, церковным садом и обустроенным кладбищем. Пастор имел высшее духовное образование, был очень уважаемым человеком, к нему можно было обратиться по любому, в том числе житейскому вопросу и получить разъяснение, совет и помощь.
Церковь была не только местом богослужения, но и своеобразным клубом общения людей; ведь телефонов тогда не было, в церковь (каждое воскресенье) приходили много раньше начала службы. Из дальних деревень приезжали на лошадях, из ближних шли пешком. Служба начиналась с объявления новостей по приходу, проповедь пастора перемежалась пением под звуки органа. Церкви закрыли без всякого объявления, пасторов арестовали... В нашем славянском приходе (Venjoki) насчитывалось более 80 деревень, он был самым большим в Ингерманландии. Церковь стояла в деревне Пязелево (Paasola), здание стоит и ныне, но без колокольни - ее снесла война.
В те же времена в деревнях началось раскулачивание: самого рачительного и преуспевающего труженика села власть объявляет кулаком, отнимает все имущество и высылает. В нашей деревне не раскулачили никого, и в этом немалая заслуга Тярлевского сельского Совета. В 1937 году начались аресты, «черный ворон» стал наведываться в деревню по ночам, в общей сложности были арестованы тринадцать человек, в том числе две женщины. Все деревенские «враги народа» были простыми тружениками, далекими от политики, с начальным образованием. Женщин через некоторое время отпустили, от двоих дошли сведения из лагеря, двое объявились в списках репрессированных, опубликованных в годы перестройки. Остальные арестованные канули в небытие.
После войны ингерманландцы были рассеяны по всей территории СССР, большинство осело в Карелии и Эстонии. В1992 году президент Финляндии Мауно Койвисто пригласил всех ингерманландцев на жительство в Финляндию, на историческую родину. На сегодняшний день переехало более 20 тысяч человек (и, по-видимому, столько же ожидают своей очереди).
Продолжение следует...